Внедрять новую ERP‑систему — серьёзная задача для любой компании. 1С ERP автоматизирует ключевые бизнес‑процессы предприятия, однако при реализации проекта бизнес часто сталкивается с одними и теми же проблемами. Ниже разбираем основные ошибки, которые приводят к рискам, задержкам и дополнительным затратам, а также даём готовые решения, чтобы их избегать.
Главная проблема большинства ERP‑инициатив — недостаточное планирование. Интегратор или внутренние IT специалисты компании приступают к работе без детального описания процессов, не определяет основной перечень требований и рисков. В итоге новая система не укладывается в бюджет и сроки, а бизнес получает совсем не то решение, которого ожидал.
Часто бизнес сосредоточен лишь на учёте в каждом подразделении, игнорируя цепочку смежных и пересекающихся процессов — от планирования производства и управления запасами, до обработки рекламаций и учета возвратов при перезакрытии прошлых периодов. 1С:ERP охватывает весь цикл, и если в новой системе не учесть сквозной процесс, а внедрять «как сейчас», это непременного будет приводить к конфликтам между отделами.
На проектах мы часто сталкиваемся с несогласованностью между подразделениями. При интервьюировании пользователей и анализе их работы, находим целые блоки неучтенных и ручных процессов (классические пример - расчеты и отчеты в Excel).Важно заранее описать процессы и провести базовую настройку ERP. На этапе моделирования «как должно быть», учитывать, как изменения повлияют на смежные отделы. Зафиксировать функциональные разрывы и определить приоритетность доработок.
Система внедряется для людей. Когда бизнес‑пользователи отстранены, а решения принимают только ИТ‑специалисты - это часто вызывает сопротивление. Очень важно создать фокус группу ответственных и включать в проект руководителей подразделений, чтобы ERP воспринималась как новый этап развития компании, а не «чужая» инициатива.
Излишняя доработка — типичная проблема. Руководство стремится адаптировать 1С ERP под старые процессы вместо того, чтобы изменить сами процессы под готовую систему. На этом этапе важно соблюдать баланс. Нельзя оставить бизнес без критически важных функций учета и отчетности, в то же время все архаичные процессы должны остаться в старой системе.
ERP‑проект — это не только код и настройка функций, но и управление людьми. Без проработанной коммуникационной стратегии, контроля изменений и оценки рисков внедрение часто стоит на месте. Создайте матрицу рисков (например, базовую матрицу RACI) и назначьте владельцев — так управление станет прозрачным, а решение проблем — оперативным.
Перенос исторической информации — отдельный процесс. Если предприятие ограничивается автоматическим переносом без валидации, система получает «мусор». Ввод НСИ и начальных остатков - один из важнейших этапов проекта.
После переноса обязательно тестируйте выборки, сравнивайте отчёты старой и новой систем, чтобы избежать проблем с данными в будущем.
Новый интерфейс, новые правила, кнопки в других местах — без обучения люди саботируют изменения. План обучения должен охватывать как линейный персонал, так и топ‑менеджмент: каждый должен понимать основной смысл изменений и как ему эффективно работать в новой ERP.
После формального закрытия проекта бизнес сталкивается с новыми задачами, требующими доработок. ERP - это сложная и комплексная система. Без технической поддержки есть риски остановки предприятия. Необходимо создать внутреннюю или аутсорсинговую команду 1С, которая будет сопровождать и развивать решение, своевременно выпускать новый функционал и делать критически важные обновления.
Любой проверенный интегратор 1С помогает избегать типовых "ловушек". Однако при выборе подрядчика стоит учитывать не только стоимость услуг, но и практический опыт, а также предлагаемую методологию.
Например, мы в ВИАНТ применяем гибридное управление процессом внедрения: совмещаем классические PMBOK‑артефакты (матрица рисков, проектная документация) с итерационным подходом по Agile (создание и запуск MVP системы с последующим динамическим развитием исходя из приоритетов компании). Такой подход сохраняет контроль и даёт бизнесу рабочую систему + новый функционал каждые 2‑3 недели — компания видит результат, а команда быстро реагирует на изменения.
Каждый риск из списка выше можно оценить в деньгах: простои продаж, проблемы с расчетом оптимальной закупки и оценки складского запаса, остановка производства и т.п. обходятся дорого. Перед стартом работы в новой системе необходимо реализовать подробный сквозной пример в 1С ERP. Важно, чтобы в момент перехода все программисты и аналитики проекта были на связи, и оперативно оказывали консультации пользователям.
Чтобы избежать проблем при внедрении 1С ERP, придерживайтесь семи шагов: